
Экс-сотрудник Нефтегаза обвинил новое руководство НАК в тотальной коррупции
Юрий Витренко, который до ноября прошлого года был главным исполнительным директором НАК «Нефтегаз Украины», подозревает, что с 4 квартала 2018 года продажа газа из газовых хранилищ ведется в некоторых случаях по коррупционной схеме.
В своих служебных записках набсовету компании, копии которых имеются в распоряжении «Українських Новин», Витренко приводит ряд аргументов, которые, по его мнению, подтверждают конфликт интересов новоназначенного руководителя газового направления НАК Андрея Фаворова. А также факты продажи «нефтегазовского» газа компании «ЭРУ Трейдинг», которой ранее руководил Фаворов, по заниженным ценам.
Бывший главный исполнительный директор НАК «Нефтегаз Украины», а с ноября 2018 года просто исполнительный директор «Группы Нефтегаза» Юрий Витренко считает, что маркетинговая политика компании по реализации газа в нерегулируемом сегменте, то есть для промышленных потребителей, в последнее время велась неэффективно. Об этом он написал в служебной записке руководителю службы комплаенса (внутренней проверки) НАК Марии Кучеровой 31 января 2019 года.
Согласно этому документу, копия которого имеется в распоряжении «Українських Новин», продажа газа, в частности в четвертом квартале 2018 года, привела с одной стороны, к необоснованным потерям НАК, с другой — к такой же необоснованной прибыли ООО «ЭРУ Трейдинг» как посредника между НАК «Нефтегаз Украины» и ее дочерней компанией ПАО «Укртрансгаз».
«Насколько мне известно, такая же ситуация остается актуальной для поставок газа в январе и феврале 2019 года», — говорится в документе.
Исходя из анализа Витренко, копией которого располагает агентство, следует, что в 4-м квартале «ЭРУ Тейдинг» получал газ по цене заниженной в некоторых случаях почти на 1 тыс грн за 1000 кубометров. Из документа следует, что «в конце ноября и в декабре 2018 года «ЭРУ Трейдинг» закупили газ из газохранилищ по низкой цене (средневзвешенная 8457 грн/тыс. куб. м) общим объемом 101 млн кубометров».
«Если допустить, что этот ресурс был использован «ЭРУ Трейдинг» для производственно-технологических нужд и услуг балансировк, тогда при сравнении с расчетными ценами закупки газа Укртрансгазом на контрактных условиях, «ЭРУ Трейдинг» могла заработать на этих операциях 2,2 миллиона долларов», — говорится в анализе.
Директором и одним из учредителей «ЭРУ Трейдинг» до недавнего времени был Андрей Фаворов, который с ноября 2018 года назначен главой газового направления НАК, и к нему перешла часть полномочий Витренко.
«Поскольку на формирование маркетинговой политики определяющее влияние, во всяком случае, с декабря 2018 года имеет А. Фаворов, может возникнуть обоснованное подозрение, что он имел возможность, но не исправил эту ситуацию, что противоречит его служебной обязанности действовать в интересах НАК «Нефтегаз Украины», в частности используя его знания и информацию (в даном случае речь идет даже о публично доступной инфрормации) полученную во время работы в ООО «ЭРУ Трейлдинг». Соответственно, может быть достаточно оснований считать, что это является следствием конфликта интересов в случае, если А. Фаворов остался реальным бенефициаром ООО «ЭРУ Трейдинг». С другой стороны, исходя из таких обстоятельств может возникнуть обоснованное подозрение, что А. Фаворов мог остаться реальным бенефициаром ООО «ЭРУ Трейдинг». – отмечает Витренко.
Читайте также: Украина подаст новый иск против “Газпрома”
По данным единого реестра юрлиц, на 5 марта Фаворов не входит в число конечных бенефициаров «ЭРУ Трейдинг». Также, в ответе Кучеровой Витренко говорится, что конфликт интересов Фаворова был урегулирован еще 11 февраля 2019 года. В этом же ответе отмечается, что вопросы по формированию маркетинговой политики НАК не относятся к компетенции службы комплаенса.
Витренко таким ответом был категорически не удовлетворен, посчитал его формальной отпиской. Он обратился к главе Набсовета НАК Клэр Споттисвуд с предложением, как можно скорее определиться, к каким контролирующим органам следует обратиться, чтоб разобраться в ситуации и не допустить подобных конфликтов интересов.
«Все выше приведенное дает основание считать, что Компания не в состоянии управлять таким конфликтом интересов, который соответственно может привести к значительным необоснованным финансовым потерям», — говорится в служебной записке Витренко от 18 февраля 2019 года.